Фрагмент для ознакомления
2
социальной педагогики.
В современной психологии и социальной педагогике имеется большое количество определений личности. Их многообразие указывает на возросший интерес к аналогичным исследованиям, в то же время, и на том, что недостаточно критериев отбора характеристик, с помощью которых очерчивалось бы с достаточной полнотой и научностью это явление. Данный вопрос подвергался рассмотрению в разнообразных аспектах отечественными исследователями, в их подходах нет различного понимания факторов развития личности, одни концепции плавно вытекают из других и переплетаются с третьими.
Понятие «личность» часто используется в быту, когда говорят о волевом, успешном и почитаемом людьми человеке. Категории «личность» и «общение» являются центральными, а личность, чаще всего, авторы определяют как человека в совокупности его социальных, приобретенных качеств. В понятие «личность» включают такие свойства, которые являются устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Согласно В. А. Ядову, в социальных науках XX века можно выделить как минимум четыре широких подхода к пониманию личности в соотношении с определённым пониманием культуры:
1. Культура и бессознательное — психоаналитическая антропология, представленная в работах: З. Фрейда, К. Г. Юнга.
2. Культура и личность — включает четыре концепта, в частности: «конфигурация культур» Р. Бенедикт, «базовая и модельная личность» А. Кардинера, Р. Линтона, А. Инкельса, «национальный характер» Ф. Л. К. Хсю, Дж. Горера; и сравнительно-культурный подход Дж. и Б. Уайтингов.
3. Культура и познавательные процессы — когнитивная антропология, представленная работами этнографов и психологов, занимавшихся проблемами детского развития, «примитивного» мышления и этносемантическими исследованиями, в частности, Ф. К. Бок, М. Коул, и др.
4. Социальная структура и личность объединяет три антропологические позиции — материалистическую — К. Маркс, Ф. Энгельс и их последователи, позитивистскую — М. Вебер, К. Мертон, и интеракционистскую (Дж. Г. Мид).
Личность – это совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических особенностей человека. Также личность наблюдается как проявления «поведенческих масок», выработанных для разных ситуаций и социальных групп взаимодействия.
2. Значение мотивов и интересов в развитии и воспитании личности.
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности. Потребность – это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей. Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля.
К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения.
«Мотив - это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».
В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес – это мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей. Интересы разделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную систему интересов.
3. Современные теории личности и основные теоретические подходы к ее социальному развитию.
Теория личности А.Ф. Лазурского
Значение этой концепции в том, что впервые было выдвинуто положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности.
Особое же значение ее еще и в том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов.
Теория личности В.Н. Мясищева
Анализируя взгляды Мясищева, следует отметить два положения, значимые для теоретического осмысления проблемы личности:
1) он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности;
2) развитие и углубление традиции, идущей от Лазурского.
Теория личности А.Г. Ковалева
Личность в трудах Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств. Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека.
Теория личности В.С. Мерлина
Под психическими свойствами личности Мерлин понимает «такие свойства, которые характеризуют человека как субъекта общественно-трудовой деятельности».
Мерлин утверждает: «Психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности».
Теория личности К.К. Платонова
Данная концепция наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию личности человека. Платонов рассматривает личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее элементов и связей между ними, при сохранении функции.
Теория личности А.Н. Леонтьева
В отличие от предыдущих и последующих отечественных концепций личности эта характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению Леонтьева, «личность человека «производится» – создается общественными отношениями».
Теория личности В.А. Ядова
Эту концепцию скорее можно отнести к социально-психологической, в которой учитываются и общепсихологические особенности структуры личности и конкретно-социальные условия, в которых эта личность формируется. Это означает, что поведение личности регулируется ее диспозиционной системой, однако, в каждой конкретной ситуации в зависимости от ее цели ведущая роль принадлежит определенному уровню диспозиций.
4. Значение мотивов и интересов в развитии и воспитании личности.
Под мотивацией понимается система побуждений человека, направленных на достижение конкретных целей. Побуждения человека всегда связаны с реализацией доминирующих потребностей.
В основе поведения людей лежат потребности. Потребность – это переживаемая человеком нужда, удовлетворение которой жизненно важно для его существования, сохранения целостности его личности или развития индивидуальности. Человек для своего существования, развития и совершенствования нуждается в активности и средствах для удовлетворения своих потребностей. Любая классификация потребностей условна. Все человеческие потребности социально обусловлены. Потребности являются главным фундаментом, на котором строится вся психическая деятельность человека, его ум, чувства и воля.
К потребностям непосредственно примыкает система таких побудительных факторов, как убеждения, взгляды, стремления, интересы, идеалы. Эта система, соотнесенная с потребностями, и становится мотивацией поведения. Мотивации, не исходящей из потребностей, не существует. Вместе с тем потребность, не ставшая мотивацией, вполне возможна, она нередко формируется в организме и в психике индивида. Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения.
«Мотив - это осознанное побуждение для определенного действия собственно и формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых он находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия».
В целях дифференцирования побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Осознанные побуждения реализуются после длительного обдумывания. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.
К мотивационным состояниям человека относятся интересы, желания, стремления, намерения, влечения, страсти, установки.
Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес – это мотивационно-регуляционный механизм человеческого поведения, определяемый иерархией сформированных потребностей. Интересы разделяются по содержанию (материальные и духовные), широте (ограниченные и разносторонние) и устойчивости (кратковременные и устойчивые). Удовлетворение интереса не погашает его, а формирует еще более разветвленную систему интересов.
5. Институты социализации и социально-педагогический процесс развития личности.
Социальные институты – это важнейший элемент социума, представляющий собой организованные объединения людей, выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполняемых членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
В социальном институте сложным образом переплетаются разнообразные сферы жизнедеятельности общества: экономические, политические, нравственные, правовые и иные отношения, благодаря чему обеспечивается преемственность в использовании культурных ценностей, передаче навыков и норм социального поведения, осуществляется социализация человека.
Интеграция индивидов в целостное социальное объединение – группу, общность или общество – предполагает не только заинтересованность людей в создании такого рода связей, но и наличие возможностей коммуникации (языка, символов, разделяемой всеми ценностно-нормативной системы и др.). Это способствует организации союзов на базе общих платформ для реализации многообразных социальных потребностей людей. Таким же образом создаются институты брака и семьи, общественные объединения, политические партии, институты правопорядка и социального контроля. Распад некоторых социальных институтов может угрожать самой жизни людей (например, при отсутствии институтов правопорядка или их